Манна ли небесная?
«Благодать!» – так чаще отзываются горожане о нынешней погоде в Улан-Удэ. В самом деле, зима нынче на редкость теплая и снежная. Но если для одних такая погода благодать, то для других представляет определенные проблемы. В чем же плюсы и минусы обилия снега?
Под белым колпаком
Идешь по улицам, снег сыпет мелкий, но густой, от легкого ветерка приятно покалывает снежинками лицо, хочется как в детстве ловить их ртом. Выпавший снег мелодично, умиротворяюще хрустит под ногами, в голове невольно звучит: «Такого снегопада, такого снегопада давно не знали здешние места». На улицах белым-бело, светло. И на душе приятно, и люди становятся доброжелательнее.
Встретил на днях знакомых, гостей из Москвы. Они рассказывают: «В Москве зимы-то настоящей нет. Чуть температура опускается ниже нуля, становится очень холодно, промозгло. В Улан-Удэ прилетели, самолет будто на пушистый белый платок приземлился. В Москве такое обилие снега становится бедствием. Чуть пригреет – и он превращается днем в грязное месиво, насыщенное химикатами, от которых разъедает обувь. Ночью эта масса превращается в каток и ледяное крошево. А здесь и душе и телу уютно».
Вспомните сцену из фильма «Джентльмены удачи», где один из персонажей говорит: «Ты туда нэ ходи. Ты сюда ходи. А то снэг в бащка попадет», предупреждая пешеходов об опасности движения под скатами крыш. И это не случайно. Если на земле снег сгрести сравнительно легко, то убрать его с крыш намного сложнее. Часто коммунальные службы не спешат это делать, поскольку при обильных снегопадах снег быстро накапливается вновь. Многие люди обращали внимание на то, что ремонт кровель производится не в теплое время года, а зимой. Строители объясняют это тем, что снег при подготовке крыш под ремонт убрать проще, чем бороться с сыростью летом. Кроме того, именно в холодное время года, когда возникает разница температур внутри домов и на улице, проще вести энергоаудит, выявлять очаги потери тепла. Делать это можно даже без использования специализированного оборудования, выявляя источники потерь по проталинам в снегу. При проведении работ строители обязаны обозначить зону безопасного удаления от стен домов. В некоторых местах в городе такие зоны безопасности созданы в профилактических целях. В любом случае, наша безопасность зависит от нас самих. Следует смотреть не только под ноги, но и на скаты крыш. Набрав критическую массу, сугроб с крыши может обрушиться как вертикально, так и по дуговой траектории (особенно на подветренных скатах), упасть на середину пешеходной полосы. В последнем случае, услышав шорох сверху, следует быстро прижаться к стене дома. Часто страдают и нерадивые автомобилисты, оставляющие машины у стен домов. Неудивительно, что помимо деталей ходовой части зимой на авторынке востребованы лобовые стекла. Еще одно важное правило, которым следует руководствоваться и пешеходам, и водителям – соблюдать скорость движения, удаленность друг от друга. Особенно во время снегопада, в сумерках, в условиях пониженной видимости. Машину при торможении может протащить по инерции, а при выходе на «зебру» легко поскользнуться.
Осторожно, песок!
Посыпка тротуаров и проезжих частей песком – традиционная мера по обеспечению наилучшего сцепления подошв и шин с грунтом. Не всегда эффективная. Во-первых, важен гранулометрический состав посыпного материала. Так, гравий при соприкосновении со снегом обретает эффект формирующейся жемчужины. Когда в раковину к моллюску попадает песчинка, он постепенно обволакивает ее слоями перламутра. На дорогах же формируются многочисленные бугры.
Еще один нюанс. Для посыпки проезжих частей часто используются специальные машины. Как-то зашел в торговый павильон на ЛВРЗ. Тогда это был очень криминальный район, регулярно происходили разборки. При входе обратил внимание на то, что стекла, выходящие на проезжую часть, характерно изрешечены то ли из «мелкашки», то ли из калибра 5.45 (автомат Калашникова). У продавщицы, сидевшей за зарешеченным окном, спросил, не нападали ли на них. Она отмахнулась: «Это машина по разбрасыванию песка пару раз мимо проезжала». Песок, выбрасываемый из нее, летит с такой силой и скоростью, что способен выбить глаз. Поэтому, увидев такую приближающуюся машину, поспешите отвернуться и закрыть лицо. Даже если она просто движется, камнемет может быть запущен в любой момент.
Самый эффективный способ решения проблемы бугров – регулярное срезание их грейдером с повторной посыпкой. Но при этом собранную массу следует не вывозить куда-то, а укладывать здесь же на полосах между проезжей частью и тротуарами. Так образуется своеобразный бруствер. Известны случаи, когда водители, не справившись с управлением, вылетают с проезжей части на тротуар. Бруствер из снежной массы амортизирует удар, уменьшает повреждения авто, снижает риск травматизма пассажиров и пешеходов. Весной по мере таяния этой массы гравий укрепит ослабленные почвы, а талая вода подпитает обедненные влагой растения.
У метода посыпки есть и важный экологический аспект. Для добычи песка и гравия необходимо создавать карьеры, нарушать естественные экосистемы. Еще хуже то, что порой для этого используются песчано-гравийные смеси (ПГС), добываемые со дна рек, в том числе при углублении фарватеров. В нашем регионе это категорически недопустимо. Нарушаются нерестилища, морфометрия русла. Более того, в Бурятии повышенный естественный радиационный фон. Однажды, когда добыча ПГС производилась в районе Ильинки и Татаурово драга вскрыла участок мощного выхода урана. Только за два года Селенга естественным образом закрыла его грунтами, нанесенными с верхних участков.
Возвращаясь к составу посыпки, отметим, что мелкие фракции стали применяться реже по ряду причин. Мелкий песок быстро заносится снегом, подсыпать его приходится постоянно и в больших количествах. Но сложнее другое. В свое время при проектировании дренажных систем в Улан-Удэ был допущен ряд ошибок. Годами используемый для отсыпки дорог мелкий песок быстро забил дренажные системы, вода перестала стекать в реки. Для защиты от внешних наводнений была создана дамба. Но даже когда нет внешней угрозы вода остается внутри города, как в пруду.
Но решение все же найдено. Целыми днями на улицах пыхтят погрузчики, караваном ездят самосвалы, вывозящие снег. Стало интересно, куда же отправляется вся эта масса. Спросил об этом у водителя КамАЗа, полагая, что где-то есть «снежный полигон». Он усмехнулся: «Да вы шутите! Снег – это же дар неба. Часто мы свозим его на свободные открытые площадки во дворах и на периферии города. Снег нынче рыхлый, легко трамбуется, формуется. Из него без единого гвоздя уже целые снежные городки, крепости, лабиринты построены. Раньше чтобы катушку поставить, нужно было доски закупать, нанимать строительные бригады, тратить много средств. А весной это все опять демонтировать. Не убери их на лето и они смотрятся, как нечто несуразное. Сейчас привозим, прессуем, заливаем водой – и катушка готова!». Есть, правда, случаи, когда сметы на закупку стройматериалов составлены, а по факту катушки изготовлены буквально из воды.
Кстати, обратите внимание, насколько поменялось отношение детей и молодежи к пребыванию на улице. Противно видеть группы старшеклассников, тусующихся во дворах, оставляющих после себя пустые пивные банки и кучи бычков. Среди младших детей почти исчезло понятие «детвора». Увидеть слепленного детьми снеговика нынче большая редкость. А вот ледяная горка магнитом вытягивает ребят во двор. Кроме того, такие катушки создаются в местах, безопасных для катания, освещенных и защищенных от транспорта.
У дачников и собственников подворий, жителей частного сектора отношение к обилию снега несколько противоречивое. Дачники только радуются: деревья и кустарники под снегом надежно защищены и от крещенских морозов, и от сагаловских ветров, и от прочих капризов природы. Весной талая вода увлажнит почву. Беспокоятся те лишь, у кого теплицы укрыты не поликарбонатом, а стеклом, которое под массой снега может проломиться. Так что все же надо за зиму съездить на дачу и аккуратно, не давя на скаты, снять часть снега. У «частников» снегопады – почти ежедневная проблема. Едва очистишь подход к дому или выезд из гаража, как вскоре вновь приходится браться за лопату. В остальном же дополнительной влаге с неба они чаще также рады.
Борьба с ветряными мельницами
В этом году ситуация с уборкой снега обрела абсурдный характер. Сначала, когда за считанные дни на город выпала полуторамесячная норма осадков, мэр Александр Голков обратился к горожанам с призывом помочь с уборкой снега: «Прошу горожан с пониманием отнестись к работе коммунальных служб, которые делают всё возможное. Обращаюсь к горожанам и руководителям предприятий всех форм собственности с просьбой принять посильное участие в уборке снега. Также я прошу активную молодёжь, волонтёров, соседей не оставаться равнодушными и помочь пожилым людям в расчистке снега во дворах частных домов и на придомовых территориях. Это наше общее дело».
По его призыву и по собственной потребности горожане вышли с лопатами на улицы. И вдруг, как «снег на голову» им стали предъявлять штрафы. Как пояснили в администрации города снег нужно не отбрасывать в сторону, а вывозить на специально отведенный полигон. За каждый кубометр снега при этом нужно заплатить по 200 рублей. За несоблюдение нескольким горожанам были выписаны штрафы по 2000 рублей. Обжалование штрафов займет время, возможно, до того, как снег уже растает.
Практика ведения городского хозяйства в других регионах предусматривает ряд общих правил. В первую очередь, снег, как и лиственный опад, по определению не является мусором, как, например, ТБО. Он относится к числу природных факторов. Жители вправе участвовать в уборке снега в случаях, если он мешает нормальному передвижению. Функцию по вывозу собранного снега берут на себя коммунальные службы города.
Все же, суммируя сказанное выше, получаем, что от снега можно получить многогранную пользу. Главное – грамотно распорядиться этим подарком природы.
Алексей Левашкевич